Главная » 2011 » Октябрь » 7 » Откуда взялась на Земле вода?
16:50
Откуда взялась на Земле вода?

Откуда взялась на Земле вода? Ученые полагают, что изначально наша зеленая планета была сухой и каменистой. До недавнего времени считалось, что воду сюда занесли космические гости - астероиды. Действительно, вода, обнаруженная на некоторых астероидах, по составу напоминает земную. Но последние исследования показали, что речь может идти еще и о кометах!

Недавно космическая обсерватория "Гершель" провела исследования кометы Hartley 2, которая год назад сближалась с Землей на расстояние около 18 миллионов километров. Оказалось, что соотношение дейтерия, тяжелого изотопа водорода и обычного водорода в ледяном ядре кометы очень близко к земным океанам.

Астрофизики полагают, что это обстоятельство поможет нам составить более четкое представление о динамической эволюции Солнечной системы на заре ее существования. Несколько ранее исследователи пришли к выводу, что все запасы драгоценных металлов, включая золото, также "упали" на Землю из космоса.

Специалисты из университета Бристоля, обследовав скалы в Гренландии, возраст которых насчитывает около четырех миллиардов лет, обнаружили, что входящие в состав этой породы микроэлементы существенно отличаются от тех, что сформировались в более позднюю эпоху. То есть, скорее всего, большинство металлов, которые сегодня присутствуют на Земле, на самом деле имеют внеземное происхождение.

То, что сама жизнь на Землю была занесена из космоса, является на сегодняшний день достаточно популярной гипотезой. Действительно, в попадающих на нашу планету метеоритах иногда находят аминокислоты и молекулы, которые могут являться составной частью микроорганизмов...

Между тем, исследования микробов, найденных в антарктических льдах и вечной мерзлоте Сибири, доказывают, что многие из них могут в течение миллионов лет пребывать в анабиозе, и потому есть шанс, что они способны выживать во время путешествий в ядрах ледяных комет.

Однако стоит ли считать космос рассадником жизни? Вопрос достаточно спорный. Допустим, если вода и микроорганизмы прибыли к нам с других планет, то откуда они появились на этих планетах? Почему они не могли с тем же успехом возникнуть и на Земле?

Комета Hartley

Глава научного центра в Аризоне Пол Дэвис предполагает, что наша планета с существующей на ней жизнью на самом деле может являться исключением из правил, она уникум среди миллионов других планет, остающихся безжизненными. А "микробы из космоса" - это не что иное, как наши земные микробы, когда-то улетевшие с Земли вместе с обломками породы, отколовшейся во время бомбардировки кометами и астероидами. После миллионов лет пребывания в спячке древние микроорганизмы вернулись назад и были приняты нами за "инопланетян"!

Что же касается воды, то есть основания полагать, что это не такая уж редкость в космосе. Так, в январе 1998 года искусственный спутник "Лунар проспектор" при помощи нейтронного спектрографа определил наличие ледяных отложений на полярных шапках Луны. Лед попал туда вместе с кометами, считают исследователи.

Практически доказано, что вода в жидком состоянии когда-то существовала и на Марсе. Например, на склонах каньона Мелас Чашма найдены светлые сульфатные соединения, обычно образующиеся в результате окисления под воздействием воды, а также на склонах марсианских гор обнаружены загадочные темные полосы, похожие на следы водяных потоков. Есть основания полагать, что на Красной планете когда-то существовал океан, правда, из-за низких температур часть его поверхности была покрыта льдом.

Недавно специалистам из Центра космических полетов Годдарда и Мэрилендского университета удалось обнаружить в атмосфере спутника Сатурна Титана облака, похожие на перистые, иногда встречающиеся в верхних слоях земной атмосферы. Это служит лишним аргументом в пользу того, что под поверхностью небесного тела скрывается водяной океан.

Сенсацией стало также обнаружение в двойной звездной системе 55 в созвездии Рака экзопланеты 55 Cnc f, которая вращается по орбите, где вода остается в жидком виде, лишь частично испаряясь и замерзая. В этой "зоне жизни" 55 Cnc f проводит около 74 процентов своего годичного цикла.

Исследователи не исключают, что планета, как и Земля, обладает твердой поверхностью, либо имеет массивные спутники — "океаниды", на которых может находиться вода. Впрочем, все "схемы" циркуляции воды и форм жизни во Вселенной пока остаются лишь на уровне теорий, которые со временем могут и не подтвердиться. Ведь самого процесса "переноса" пока еще никто своими глазами не наблюдал…