09:02 ДТП с европротоколом: чего ждать страховщикам и водителям | |
Новшества в законе об ОСАГО, вступившие в силу с 19 сентября, приближают украинский рынок к европейской практике. Упрощенная схема позволит не только сократить время оформления ДТП и разгрузить дороги, но и сбалансировать интересы страховщиков и страхователей. Страховые компании поставлены в более жестки временные рамки, а их клиенты обязаны предоставлять только четко ограниченный набор документов. Вместе с тем, пока упрощенное оформление внедряется с лимитом по максимальной выплате в размере 10 тыс.грн. рынку нужно время для того, чтобы получить первый опыт урегулирования с использованием европротокола и наработать методы борьбы с возможными мошенничествами в этой сфере. В ходе круглого стола Владимир Романишин, президент Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ), напомнил, что отныне участники ДТП по результатам которой нет потерпевших и автомобиль поврежден не настолько, что его нужно забирать эвакуатором, оформить происшествие можно без ГАИ, с помощью европпротокола. Европротокол используется в случае, если ДТП произошло при участии только обеспеченных транспортных средств, полисы которых отвечают закону, который вступил в силу с 19 сентября. "Что делать с теми полисами, которые уже есть на руках и есть необходимость воспользоваться европротоколом? В таком случае мы не видим возможности воспользоваться европротоколом. Нужно вызывать на место ДТП Госавтоинспекцию", - отметил Романишин. Он рекомендует автовладельцам обратиться к своему страховщику с предложением перезаключить договор страхования на новых условиях. "И мы призываем страховщиков делать это, не удерживая суммы административных расходов, которые предусмотрены законодательством", - добавил президент МТСБУ. Европротокол составляется при условии что в ДТП не пострадали люди, участники происшествия пришли к согласию относительно обстоятельств ДТП, при этом у водителей отсутствуют признаки алкогольного или наркотического опьянения. "Если этого нельзя выяснить, никто не отменял присутствие на месте ДТП представителей Госавтоинспекции", - подчеркнул Романишин. Выплачивается только материальный ущерб за повреждение или уничтожение транспортных средств. При этом страховые выплаты не могут превышать граничных размеров, утвержденных Госфинуслуг. Так, максимальный размер возмещения по ОСАГО (50 тыс.грн.) в случае использования упрощенной схемы и европротокола снижен до 10 тыс.грн. Этот лимит будет действовать чуть больше года. С 2013 года планируется повысить его до 25 тыс.грн. Соответствующее решение уже утверждено Госфинуслуг. "Почему нам нужен такой временной расклад? Для того, чтобы, во-первых, страховой рынок мог собрать статистику. Хотим, чтобы этот процесс развивался, чтобы были сбалансированы все действия как в отношении страховщика, так и в отношении потерпевшего... Мы хотим не допустить мошенничество. И с самого начала, пока у нас только начинается применение европротокола, тщательно проработать все методы антимошеннических мероприятий, чтобы обезопаситься от этого явления в будущем", - подчеркнул президент МТСБУ. Со своей стороны один из идеологов изменений в закон об ОСАГО, президент Украинской федерации страхования (Українська федерція убезпечення, УФУ) Александр Завада подчеркнул, что европротокол – это середина пути, важное звено в цепи реформирования. "Главными действующими лицами, на которых направлен этот вид страхования, являются, безусловно, потерпевшие, но также и страховщики. И нельзя, не сбалансировав их интересы, сделать стабильным этот вид страхования", - подчеркнул он. Рынок ОСАГО во многом все еще действует в рамках закона, который был принят в 2005 году и по которому основное бремя доказательств относительно вины, обстоятельств лежало на потерпевшем. "Поэтому нужно было сделать такую систему, чтобы главная цель – защита интересов потерпевших – работала безусловно. Это было сделано следующим образом. Часть обязанностей, которые по старому закону лежали на потерпевшем, взяли на себя страховщики. Они будут делать запросы в соответствующие инстанции, проводить собственное расследование при необходимости. И они должны будут принять решение на протяжении 90 дней", - подчеркнул глава УФУ. По его ожиданиям, через 3-5 лет европротокол в Украине будет нормой. Этот протокол будет применяться фактически во всех случаях, кроме тех, в которых нанесен ущерб жизни и здоровью и когда увозить автомобиль нужно только эвакуатором. Кроме того, европротокол – это шаг к прямому регулированию, и типичные схемы,в которых может использоваться протокол, также будут и при прямом регулировании. "То есть прямое регулирование будет опираться на стандартизацию типичных ситуаций. И там также будет процедура регулирования и внутренних лимитов. Будет урегулирован вопрос, кто назначает эксперта, когда страховщик может сам проводить экспертизу, когда - независимый эксперт, а когда экспертов должны назначить оба страховщика", - отметил Александр Завада. "Я думаю, что после того, как мы положим на стол детально прописанные все документы, то настороженность среди страховщиков, которая сегодня реально существует, (потому что это новый инструмент, новый вид, который еще никак не описан), исчезнет... Цель не в том, чтобы один страховщик выиграл, другой – проиграл. А в том, чтобы обеспечить максимально полный учет интересов всех участников страхования", - подчеркнул Завада. Со своей стороны Юлия Очеретяная, начальник Центра страхования транспортных рисков СК "Провидна", отметила, что первые случаи оформления ДТП с использованием европротокола уже зафиксированы. Эксперт интересовалась особенности оформления таких обращений и механизмы принятия решения по ним. В частности, обязательства и действия страховщика с момента получения заполненного европротокола. В свою очередь юрисконсульт подразделения филиала СК "Добробут" (г.Одесса) Татьяна Половенко отметила, что в процедуре упрощенного оформления ДТП отсутствует требование обязательного прохождения участниками происшествия наркологической экспертизы. Ведь европротокол они могут предоставить в свои страховые компании не сразу. При этом может оказаться, что оба участника происшествия находились в состоянии алкогольного опьянения. Комментируя этот вопрос, Александр Завада отметил, что при подготовке новшеств изучалась практика, применяемая в Казахстане. В частности, действует норма, по которой участники ДТП в течение двух часов должны пройти тестирование на алкоголь. В Европе же таких норм нет. Но если наша, украинская практика упрощенного оформления покажет, что такие злоупотребления будут часто встречаться, то рассматривается возможность введения таких норм. Игорь Черняк, директор подразделения филиал СК "Добробут" (Одесса), попросил прокомментировать один из примеров, когда участники ДТП прибегли к прямому урегулированию с максимально возможным возмещением в размере 10 тыс.грн. "При дальнейшем рассмотрении оказалось, что материальный ущерб гораздо больше. Не были вызваны сотрудники ГАИ, не была вызвана страховая. Какое решение принимает страховая компания. И как поступать, если на месте нельзя определить фактическую стоимость ущерба?", - задался вопорсом представитель страхового рынка. Президент МТСБУ подчеркнул, что на первом этапе внедрения европротокола утсановлен лимит страхового возмещения, но не лимит максимального ущерба. Если при этом учитывать франшизу, учитывать износ, то сумма в 10 тыс.грн. чаще всего покроет как минимум 80% ущерба. Для сравнения Владимир Романишин привел размел лимита, установленного в России - 800 у.е (около 6400 грн.). "Наши коллеги, когда увидели наш лимит, сказали: Вы отважные. Хотя есть и критика. что (установленная сумма лимита) несправедлива. Мы добиваемся сбалансированности, добиваемся компромисса", - подчеркнул Романишин. Это решение не идеальное, это компромисс между нашими желаниями и возможностями, добавил в свою очередь Александр Завада. С 1 января 2013 года лимит будет увеличен до 25 тыс.грн. До того времени нужно наработать первый опыт. "Может появятся обстоятельства, а может мы уже сможем поднять лимит. Кроме того, нужно ужесточать ответственность за мошенничество. Например, есть ответственность за завладение имуществом, а как быть с намерением завладеть, когда стороны имитируют ДТП?", - отметил глава УФУ. За 40 лет существования упрощенной схемы страны Европы вышли на отсутствие лимитов как таковых. Однако и ЕС возвращается к лимитам - даже там, где они сейчас не установлены. "Есть директива ЕС установить 5 млн. в качестве компенсации за ущерб жизни и здоровью", - добавил Романишин. Со своей стороны Борис Павленко, начальник Управления урегулирования убытков СК "Добробут", отметил важность вопроса компетенции сотрудников страховых компаний, которые принимают решение в случае упрощенного оформления ДТП. В этой связи он считает необходимым обязательное обучение и сертификацию таких сотрудников, чтобы каждая из страховых компаний могла рассчитывать, что ее коллеги принимают взвешенное решение. Владимир Романишин отметил, что подобные семинары обязательно будут проводиться. "Возможно их будет проводить МТСБУ. А возможно мы обучим тренеров, которые будут проводить такие семинары", - сказал он. Со своей стороны Алекандр Завада добавил, что в обсуждаем?м сейчас механизме прямого урегулирования важным является момент доверия страховщиков независимым экспертам, которые будут определять виновника ДТП и величину возмещения. Такие эксперты обязательно должны будут проходить сертификацию. | |
|